Кто есть кто в еврейской общине Украины-II: религиозная инфраструктура
Даже в слаборелигиозном постсоветском контексте синагога – это первое, с чем ассоциируется еврейская общинная инфраструктура. Функционирование религиозных институтов обеспечивает сохранение и развитие ядра еврейской общины.
Согласно статистике ДЕСС, в Украине зарегистрировано 315 иудейских религиозных общин. к тому же на подконтрольной украинскому правительству территории действуют 4 караимские религиозные общины. Это число можно считать более или менее точным, поскольку религиозные организации имеют особый статус, отличный от «обычных» общественных организации и объединений (о которых говорилось в предыдущем разделе), и при регистрации классифицируются не только по конфессиям, но и по объединениям национального масштаба. Правда, вполне можно осуществлять религиозную деятельность и без регистрации, закон это не запрещает. Вероятно, какие-то еврейские религиозные группы (например, в Умани) прекрасно обходятся и без регистрации, но вряд ли их количество велико.
● Большинство религиозных общин в Украине относятся к любавицкому направлению хасидизма и объединено в Федерацию еврейских общин Украины (ФЕОУ; руководитель – Р. Меир Стамблер). Офис ФЕОУ также находится в Днепре. Главным раввином ФЕОУ является Шмуэль Каминецкий. По утверждению администрации ФЕОУ, в нее входит 163 общины, что формально делает Федерацию крупнейшим еврейским объединением в Украине. Правда, согласно статистике ДЕСС на 1 января 2025 г., к объединению хасидов ХАБАД Любавич принадлежит 113 общин. это число все равно делает ФЕОУ крупнейшим иудейским религиозным объединением страны. В столице ФЕОУ представляет р. Йонатан Маркович, претендующий на титул главного раввина Киева.
С началом президентства Владимира Зеленского именно ФЕОУ начала восприниматься государством как еврейская религиозная структура «по умолчанию». Раввинов Федерации приглашают в офис президента зажигать ханукальные свечи, в их сопровождении президент приходит в Бабий Яр почтить память жертв Холокоста и встречается с представителями американского еврейства во время визита в США.
ФЕОУ объективно доминирует в еврейской религиозной жизни страны, но ее положение является далеким от монопольного. Федерация не является даже эксклюзивным представителем любавицкого хасидизма в Украине.
● Другая, альтернативная ветвь Хабада представлена раввином Киевской хоральной синагоги (синагоги Бродского) Моше Асманом. Хотя во Всеукраинский Конгресс иудейских религиозных общин под руководством Р. Асмана входят, по последним данным, только 5 общин, в какой-то момент он начал называть себя «главным раввином Киева и Украины», и в медийном пространстве часто фигурирует именно так.
Когда-то здание синагоги Бродского, в котором в советские годы был размещен кукольный театр, для р. Асмана практически выкупил Вадим Рабинович (профинансировав реконструкцию другого здания для переезда театра). Какое-то время Р. Асман позиционировал себя как «главного раввина Всеукраинского еврейского конгресса». Однако, в отличие от своего бывшего основного спонсора, Р. Асман в последние годы занял подчеркнуто патриотическую позицию.
С началом полномасштабного российского вторжения Р. Асман заметно активизировал свою общественную и благотворительную деятельность. Благодаря определенной харизме и присутствию в социальных сетях он стал, пожалуй, самой известной в украинском публичном пространстве фигурой, которая ассоциируется с еврейской общиной. Кроме того, у Р. Асмана исторически сложились дружеские отношения с республиканским истеблишментом в США, что в последний год способствует его адвокационным усилиям, направленным на сохранение американской поддержки Украины.
● По инерции продолжает называть себя главным раввином Украины и упоминаемый выше в контексте партнерства с еку р. Яков Блайх, возглавляющий объединение иудейских религиозных организаций Украины. В 1990 г. он приехал работать в единственную тогда в Киеве синагогу Розенберга (на Подоле), функционировавшую еще с советских времен. Оказавшись единственным раввином в столице на момент провозглашения Украиной независимости, р. Блайх автоматически стал главным. Хотя он представляет экзотическую даже для США общину Карлин-столинских хасидов, в его объединении стали консолидироваться все ортодоксальные нехабадские общины, включая даже «литваков» (то есть тех ортодоксов, кто не является хасидами). Согласно статистике ДЕСС, на сегодня в объединение р. Блайха входят 72 общины.
● Разветвленной сетью религиозных организаций представлен в Украине и реформистский иудаизм. 44 общины входят в религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма Украины. Главным раввином общин прогрессивного иудаизма в Украине является Александр духовный. В Украине есть и женщина-Реформистская раввинка Юлия Грис (в Одессе).
Есть в Украине и немногочисленные общины консервативного толка, хотя единственный раввин Реувен Стамов был отозван после десяти лет работы в Киеве.
Вероятно, для полноты религиозного спектра стоит упомянуть и более 70 иудеохристианских общин мессианского толка. В еврейском мире к мессианским общинам принято относиться с подозрением из-за опасений миссионерской активности. Формально они не считаются иудейскими даже с точки зрения официальной классификации ДЕСС. Однако многие прихожане таких общин настаивают на еврейской идентификации их принадлежности. В этих общинах отмечаются еврейские праздники и используется еврейская символика. Во внешней коммуникации они часто позиционируют себя именно как еврейские. В украинских условиях мессианские иудеохрстианские общины стоит воспринимать не как опасного конкурента, а как естественного партнера, способствующего формированию дружеского окружения собственно еврейской общины.
Разнообразие еврейских течений, присутствующих в Украине, создает пространство, потенциально привлекательное для любого еврея, но надо еще приложить системные и осознанные усилия для того, чтобы этот реализовать этот потенциал. Прежде всего имеет смысл не зацикливаться на ассоциации религиозного еврейства исключительно со стереотипным образом ультраордоксального длиннобородого раввина в лапсердаке и широкополой шляпе. Было бы очень неплохо, если бы после войны американские и международные реформистские и консервативные объединения приложили сознательные усилия для расширения работы этих общин в Украине. Для этого вовсе не обязательно привлекать средства, сопоставимые с теми, что понадобились Хабаду для строительства циклопического общинного центра Менора в Днепре. Сравнительно недорогие образовательные, культурные, книгоиздательские и медийные программы могли бы иметь значительный эффект.
В условиях дальнейшего неизбежного сокращения ортодоксально-религиозного "ядра" общины всем направлениям иудаизма следует также прилагать усилия для более активной коммуникации с внешним миром. Это касается как просвещения, направленного на предотвращение основанных на непонимании конфликтов (как это часто происходит в последние годы с ханукальными светильниками в публичных местах), так и участия вместе с представителями других конфессий в формировании религиозного ответа на вызовы современности, от гендерных вопросов и биоэтики до привлечения к ответственности виновных в международных преступлениях.