Олег Одинцовский:
Довелось читать вполне искренние мнения российских патриотов, что, мол, украинцы, конечно, плохие (майдан, Одесса, «АТО»), но вот этот их азарт, порыв, единение – этого, дескать, не отнять, и этого сильно не хватает апатичным русским.
Может, оно и так. Что есть, то есть – не скачем, не зигуем. Но что-то глянул я в эти одинаково бессмысленные глаза скачущих и скандирующих «славахероев» - и подумалось: а может – ну его, эту пассионарность?. Вспомнился бессмертный Гоголь: «Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать?».
Представил на секунду, в 41-м, вместо «вставай, страна огромная» орали бы «кто не скачет – тот фашист». В 2008-м не назначали денег за голову грузин. Даже к украинцам, даже после Одессы - ну нет этого, чтоб всех на гиляку, по нацпризнаку. А есть какое-то отчуждение, что ли. Как если бы ты узнал, что твой сосед, которого ты 1000 лет знал как своего парня, оказался маньяком-насильником. Чудовищно и брезгливо, хочется поскорее вычеркнуть из памяти, но вспоминается и то, что нормально жили рядом. И вот этот диссонанс труднее всего пережить.
Мы можем сколько угодно говорить про миллиарды иноденег на помутнение нацсознания, 20 лет русофобских учебников и принудительной дерусификации, несколько месяцев информационной блокады. Но ведь скачут и орут сами. Их не свозят на митинги, не забривают в военкоматах скакать. Потом, возможно, будут искать пристойные объяснения – дескать, технологии, манипуляция, не виноватая я, майдан сам пришел. Но пока – гордятся этим, а некоторые наши - так даже завидуют.
Значит ли, что можно обойтись без неравнодушия? Без общенационального подъема? Нет, конечно. Более того: украинские события помогли возрождению русского национального самосознания совсем не меньше, чем украинского. Те в России, кто по российской традиционной либерально-западнической привычке поддержал очередной русофобский выплеск очередного «угнетенного народа», сильно просчитались. Они просто не поняли сути момента, пребывая в плену навязанных своим окружением догматов и схем: «Путин, КГБ, империя, антиамериканизм, поиски внешнего врага» и т.п. Не то, всё не то. Вы все еще в 80-х или 90-х, все еще поете про изменчивый мир, а сами не видите, что он изменился. Не потому, что под него прогибались, а потому, что его изменяли Личности.
Два бизнесмена, две судьбы. Один подсуетился в позднесоветские, приватизировал то, что «плохо лежало», но не было доступно чужим. И стал «иконой стиля», островком Запада в недоперестроенной России, надеждой всех тех, кто сегодня вводит санкции. А про другого мы почти ничего не знали, потому что он был не у нас, не на виду, про него не скажет CNN и Шустер-ТВ. Про одного весь мир знает, потому что он «объявил войну» Путину. Про другого мы все узнали, потому, что он пришел подписывать в свитере договор о присоединении Севастополя к России. Один теперь надежда и опора Запада, другой – его лютый враг, которого бьют всеми средствами, грабят и третируют самыми нечестными способами http://www.rg.ru/2014/08/05/chaliy.html.
Спросите любого в Севастополе, где именно вы обязательно должны побывать, если окажетесь в этом городе. Я бы добавил – не просто окажетесь – а куда вы обязаны свозить своих детей. Это совсем недавно открытый мемориал 35 батареи защитников Севастополя http://sevastopol.su/news.php?id=37743 . Про это не говорили украинские гиды, но про него знает каждый житель города. Это не просто первый, наверное, музей о той Войне, созданный на частные средства. Это, да простят меня многие другие города-герои, наверное, лучший музей о Великой Отечественной. Оттуда крепкие мужики и гламурные блондинки уходят тихими и со слезами на глазах. Не потому что там много экспонатов или большая территория. А потому что там вложена Душа. Вы ощутите каждого защитника, как своего родного или близкого.
И все это усилиями, прежде всего, все того же Алексея Чалого. Который мог купить яхту или бейсбольный клуб. А сделал музей, в котором русские плачут. И сделал то, отчего русские вернули себе чувство своего национального достоинства, вернув и Крым, и Надежду. Для этого не нужно скакать и требовать гиляку другим за то, что они говорят на своем языке. Для этого нужно любить Родину и свой народ. Для этого нужно неравнодушие и вера в то, что твое дело правое и победа будет за тобой. Ибо те, кто погибал в Севастополе, не знали, что впереди – 9 мая 1945-го. Как сам Чалый не знал, что будет «Русская весна» 2014-го. Но делал свое дело так, как его понимал. Несмотря на препоны и запреты. И в этом не было ничего антиукраинского – в списках защитников и героев очень много украинских фамилий. Просто это – не та история, которая нужна поклонникам Бандеры и Шухевича. В ней нет москалей, фобий и гиляк. В ней не херои, убивающие детей, а герои, их защищающие.
Наверное, нацпассионарность – это хорошая вещь. Но я горжусь и благодарю Бога, что я – москаль. Даже если при этом не буду скакать и жаждать мести тем, кто говорит не по-русски. Спасибо Чалому, севастопольцам, крымчанам за то, что они вернули нам Веру и Надежду. Крым наш? Это мы – крымские.