Давненько не писал рецензий.
Но вот, как посмотрел сравнительно свежий сериал "Старое ружьё" - сразу потянуло.
Начну с конца: если б от меня зависело, я бы законом запретил снимать фильмы на тему 2-й Мировой. Почему? Да потому, что люди, видевшие войну своими глазами, если не фронтовика, то мирного жителя - они в основном уже не с нами. Людей, которые могли бы сами, не по чьей-то подсказке ощутить и запомнить величие и ужас того времени - в основном уже нет. Тема 2-й Мировой давно стала площадкой для производства всевозможных либерастических агиток ("Штрафбат", "Ленинград", "Сволочи"), или возможностью сублимировать свои садомазохистские позывы ("Бесславные ублюдки"). Как минимум - это неуважение к истории, и само собой, к памяти предков.
"Старое ружьё" - пересъёмка, или как сейчас говорят, римейк французского фильма 1975 года с Филиппом Нуаре в главной роли. Кто не помнит сюжета - вкратце: главный герой врач, из аристократического рода, владелец старинного замка, если не ошибаюсь, ветеран 1-й Мировой. Во 2-й Мировой он никак не участвует, и когда к их городу приближается фронт (на дворе 1944 год), врач отправляет жену и дочь подальше - в свой родовой замок. Но тут в дело вмешивается роковая случайность: в это селение в поисках партизан входит карательный отряд СС. Партизан они не находят, и вымещают злобу на местных жителях, которых загоняют в церковь и расстреливают. Затем вламываются в замок, обнаруживают там жену и дочь главгероя и зверски их убивают. Опомнившись от шока, врач достает старое ружье и начинает мстить. Поскольку это его замок - он знает там все подземные ходы, тайные переходы и укрытия, благодаря чему заманивает убийц в ловушки и уничтожает одного за другим. Тут все более-менее логично, хотя по ходу дела есть сомнительные моменты.
С чего начинается фильм 2014 года? Сначала мы видим некоего доблестного бойца Красной Армии №1, засевшего в избе, которую обстреливают немцы. Почему боец один, где его товарищи, где командиры – так и остается неизвестным. Боец, собственно, и не пытается воевать. Он не делает ни одного выстрела по неприятелю, только ползает по избе и молит Господа о спасении. Наконец обстрел прекращается, и боец вываливается из избы.
В следующей сцене мы уже видим его в полевом госпитале, где ему ставят диагноз «перелом позвоночника». Ухаживает за ним очень милая медсестра Люба, жена главного героя – сельского учителя Петра. У этого Петра явно какое-то «прошлое», и местный начальник с малиновыми петлицами угрожает до него «добраться». Но в чем конкретно этот учитель провинился перед большевистской властью – так и не объяснено до самого конца фильма. Типа, и так сойдёт.
Госпиталь спешно эвакуируют, и минут через десять в селение входят немцы – часть СС на мотоциклах. В промежутке мы видим доблестного бойца №2, мечущегося по дороге и на глазах у всего села сдирающего с себя красноармейскую форму. Оружия на данном воителе не наблюдается вообще. Может, я скверно помню советские законы и уставы, но кажется, такому товарищу полагалось одно определение – «трус и дезертир».
Немцы останавливаются посреди села и вроде как пробуют общаться с местными. И тут доблестный боец №2 выныривает откуда-то – прямо на них. И предстает перед ликом их начальника – оберштурмфюрера Вернена.
Все, кто участвовал во 2-й Мировой, независимо от того, противостояли ли они немцам с самого начала, или сдуру были их союзниками (итальянцы) дружно отмечают их крайнюю жестокость. Но чёрт возьми, даже в жестокости должна быть какая-то логика. Ты – командир боевого подразделения. Подчеркиваю – боевого подразделения, а не карательного отряда. Твоя задача – не мешкая пройти этот населенный пункт и двигаться дальше, благо противник ушел совсем недалеко. Перед тобой выныривает какой-то обалдуй, явно из числа отставших неприятельских солдат. Никакой опасности он не представляет: у него нет оружия, и он трясется от страха. Да, впрочем, если б оружие и было – ясно видно, что это полный придурок. Но при этом он здоровый, не раненый и не калека. Что нужно сделать? Да приставить к нему одного хромого конвоира и гнать в тыл – пусть работает на благо Рейха. А можно, наверное, даже без конвоира обойтись – двинь его разок прикладом и он сам пойдёт. Своими ногами.
Но оберштурмфюрер не находит ничего лучшего, чем вытащить пистолет и пустить несчастному придурку пулю в лоб. На глазах у всех жителей. Да еще для пущего впечатления запрещает его хоронить.
Вопрос: ну нафига всё это? Нет, если ты каратель, твоя задача – не искать общего языка с местными жителями, а напротив, запугать их, тогда другое дело. Но ты, снова подчеркиваю, командир боевого подразделения. В задачу которого не входит искать конфликты с местными жителями. Напротив, до известной степени ты заинтересован в их лояльности. Так зачем же эту лояльность с самого начала убивать на корню, внушая жителям ужас и отвращение?
Дальше – больше. Означенная боевая часть СС почему-то сразу забывает, что она вообще-то на фронте. И противник совсем недалеко: в финальной сцене фильма показывается советский танк, идущий полным ходом как раз к этому селу. Но вместо того, чтобы идти дальше, преследовать врага – эсесовцы с удобствами располагаются в местном монастыре и каждую ночь предаются пьянству и разгулу с местными сговорчивыми девками. Именно в этом, судя по всему и состоит их боевая задача.
В фильме 1975 года в таком поведении был определенный резон: немцы все равно отступали из Франции, и эсесовцы заперлись в неприступном, как они считали, замке, чтобы пару дней отдохнуть, а потом двигаться назад в Германию. В новом – поведение злодеев не имеет вообще никакого объяснения.
Дальше – появляется доблестный боец №3. Хотя, возможно, это и есть боец №1, но игра этих второстепенных персонажей до такой степени лишена всякой индивидуальности, что немудрено и ошибиться. Появляется он в сарае главгероя, учителя, и его жены. Как и когда он там появился – хрен его знает. Судя по последующим репликам учителя – «виновницей» была его жена-медсестра. Но сцена, где она убедила мужа пойти на такой риск – отсутствует вообще. Какие доводы она предъявила мужу? Какими словами его уговаривала? Всё это так и осталось за кадром.
Доблестный боец №3 прикладывает все усилия, чтобы как можно скорее подвести хозяев под расстрел. Посреди ночи, напротив окон дома, где веселятся немцы – он выкатывается из сарая и начинает орать. Хозяину лишь с огромными усилиями удается затащить его обратно. Наконец, он умирает, и хозяин, вместо того, чтобы как можно скорее избавиться от тела, оставляет его в сарае на виду, а сам гонится по лесу за своим учеником, которому вдруг приспичило сбежать. Труп обнаруживают эсесовцы и расстреливают поголовно всех жителей села. Самую страшную смерть принимает несчастная жена главгероя, медсестра.
По сути, единственная «мораль», которую внушает эта последовательность сцен: «ни в коем случае не помогайте бойцам собственной армии! Мало того, что это трусы, не способные никого и ни от чего защитить, так еще и полные идиоты, обрекающие добрых людей, проявивших к ним участие, на страшный конец». Может, у кого-то иное впечатление?
И тут опять возникают вопросы по поводу немцев: что это за странная сверхреакция? Кто-то, конечно, сразу вспомнит Лидице, Хатынь, Орадур-сюр-Глан.
Но ведь сходства тут нет! Все эти акции имели место в 1942-1944 годах, когда опомнившиеся от первоначального шока европейские народы начали какое-то Сопротивление. Лидице была «акцией возмездия» за убийство Гейдриха, Хатынь – за убийство олимпийского чемпиона Ганса Вёльке, Орадур-сюр-Глан – за похищение штурмбанфюрера Гельмута Кемпфе. В этих зверствах была по крайней мере какая-то логика и мотивация.
В данном случае она отсутствует напрочь. Ну не тянет найденный в сарае труп красноармейца – на преступление, за которое нужно поголовно истребить целую деревню! Тем более в победном для немцев 1941 году.
Дальше следуют сцены мести главного героя, которые по большей части смотреть просто неудобно.
Вопрос: какие шансы у хилого, низкорослого, больного человека, никогда не служившего в армии (сам факт того, что его не призвали к осени 1941 – говорит сам за себя) – в перестрелке с почти десятком головорезов, вооруженных автоматами, гранатами, огнемётами, пулемётами? Тем не менее такие перестрелки происходят дважды, и главгерой, положив кучу упырей, сам отделывается небольшими ранениями, отнюдь не мешающими ему двигаться и стрелять.
Можно ли тут опять же сравнивать со старым фильмом, где герой стреляет мало, но практически всегда из засады? Создателям того фильма все-таки хватило ума и такта понять, что победа одного человека (пусть и умеющего стрелять) в прямом бою с десятком врагов – будет выглядеть нелепо и неправдоподобно.
Нынешних «творцов» такие мысли не навещают. От слова «совсем»
Что можно сказать хорошего о фильме? Хорошая музыка. Очень приличная игра двух исполнителей главных ролей – Тимофея Трибунцева и Ирины Пеговой. В игре Пеговой я не уловил ни единой фальшивой нотки: именно так и должна выглядеть и вести себя образованная русская женщина 30-40-х годов. Но на этом достоинства ленты заканчиваются, увы.
Резюме? То, с чего я начал. Закрывать нужно эту тему. Или по крайней мере не прикрываться «историчностью».