ШОЛОМ, КАЗАКИ!
ИЛИ КАК НА КУБАНИ ЕДВА НЕ ПОЯВИЛАСЬ "ПРИАЗОВСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМИЯ"
Еврейское (иудейское) присутствие, например, на Таманском полуострове фиксируется еще в эпоху античности. Свой глубокий след в истории и культуре региона оставили также тюрки-иудеи и евреи-иудеи времен Хазарского каганата. Чаще всего они попадали сюда в ходе миграций из Крыма, где помимо собственно евреев - "йехудим", сложились общины тюрок-иудеев, известных как караимы и крымчаки. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в XVII столетии упоминает среди населения Кубани некий "народ", а точнее жреческое сословие народности "мамшух" (судя по всему это были позднейшие черкесы-мамхеговцы или махошевцы, в чертах культуры и быта которых были заметны черты иудаизма). Одним словом, кубанские адыги (черкесы) еще издревле были знакомы с евреями, с народом "чуфуд" (крымско-татарское слово, от арабского "йахуд", вспомним древнюю крепость в Крыму - Чуфут-Кале, Еврейская крепость).
Тюрки-хазары иудаистского вероисповедания или собственно сами евреи, с глубокой древности вливались в праадыгскую этническую общность. Например, иудеем (хазарином) мог быть известный персонаж нартского эпоса богатырь Шабатын (Шабатыноко), чье имя подозрительно похоже на еврейской Шаабтай - "рожденный в субботу", как собственно оно и переводится с языка адыгов.
Из истории адыгов известен близкий к кабардинским Иналидам дворянский род Кудейнетовых (Кудайнетовых, от тюрского имени персидского происхождения Худайнад), имевший по фамильным преданиям иудейское (еврейское) происхождение. В племени темиргоевцев был род дворян-тлекотлешей Майкопаровых, близких к князьям Болотоковых, которые имели караимское происхождение. Среди караимов-иудеев Крыма известны имя и фамилия Майкъапар - "любитель жира". Кроме того, на европейских картах XVI-XVII вв. иногда в центральном секторе Закубанья фиксируется некое поселение или владение Karaitona. Этот топоним подозрительно напоминает самоназвание крымских караимов - "къарай", в свою очередь происходящего от древнееврейского קָרָאִים - "караим" - читающие.
После Кавказской войны, на Кубань усилился приток европейских евреев-ашкеназов, переселявшихся из других регионов Империи. Вопреки существованию законодательных ограничений, многие евреи жили здесь постоянно, вне так называемой "черты оседлости", становясь на Кубани торговцами, ремесленниками, врачами, аптекарями, преподавателями.
Как это не забавно звучит, но является историческим фактом, что в Кубанском казачьем войске были казаки из числа евреев. Причем не только так называемые "выкресты" - крещеные евреи (например известные в истории Кубани атаманы из родов Заводовских, Гейманов, Букретовых), но и рядовые казаки, причем особенно много их было в станицах, расположенных в Закубанье, по Лабе.
Примерно тогда же в регионе появляются и "геры" - этнические великороссы из секты "иудействующих христиан" или "субботников", переселившихся на Кубань из станицы Александровской (бывший город Александровск) Терской области. Они были в числе основателей современных станицы Ханской и хутора Гавердовского в Адыгее.
В это же время в Екатеринодаре, Майкопе, Ейске и Темрюке складываются заметные общины кубанских евреев-ашкеназов. Например, в портовом Темрюке родились два брата - впоследствии красный командир Мирон Гроссман и один из выдающихся израильских писателей и политиков Мейер Гроссман. Впрочем, после расцвета порта Новороссийска, темрюкская еврейская община сильно поредела...
Кубанские евреи проникали в регион, как уже говорилось выше, вопреки множеству законодательных ограничений, а потому чтобы получить право жить в кубанских городах, евреи, как и в других местах империи, стремились получать образование и занимать ниши, в «непроизводственном секторе». Именно эти условия, которые создавали власти, и привели к тому, что среди еврейского населения получение хорошего образования стало расцениваться как непременный атрибут успеха и возможность вырваться из затхлых местечек-штеттлов Западной России.
Со временем, такая модель поведения стала передаваться следующим поколениям, и ровно поэтому евреи стали заметны в российской науке, финансах, медицине, искусстве. "Еврейский заговор" или якобы особые, выдающиеся способности евреев, тут не причем. Отсюда же выросла и политическая активность евреев в годы Революции и Гражданской войны, их порой кажущееся доминирование в органах Советской власти. Именно борьба за отмену всех ограничений на проживание в России привела большое количество евреев в ряды революционеров. А после завершения Революции и Гражданской войны Советской власти досталось непростое "еврейское наследство - около 5 миллионов евреев, говоривших на языке идиш (германский по происхождению с большой примесью славянизмов и гебраизмов), рассеянных по просторам бывшей великой империи.
Уже в ходе Гражданской войны, в России стали возникать, по выражению нынешнего главы государства В. В. Путина, различные "квазигосударственные национальные образования". Логично было бы предполагать, что в Советской России найдется место и для Еврейской социалистической республики. Созданный в январе 1918 года Еврейский комиссариат при Народном комиссариате национальностей занимался в том числе поиском свободных земель для расселения евреев. Действовал Общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ) во главе с Ю. Лариным. Особые права, как отдельный народ, евреи получили в Белорусской ССР, чей герб одно время украшал пролетарский девиз и на идише. Одно время даже рассматривался вопрос создания Еврейской автономии в белорусском Полесье.
Интересно и то, что хотя значительное число российских евреев-ашкеназов были горожанами, еврейские большевики понимали, что города размывают культуру и язык их соплеменников, они все больше "эмансипируются" среди русских, как и евреи Германии среди немцев. Создать свою Еврейскую социалистическую республику для сохранения национальной культуры и ускоренной пролетаризации, по мнению многих еврейских большевиков и коммунистов, можно было только "посадив евреев на землю". Именно сельские труд и жизнь виделись (причем довольно логично) еврейским большевикам, сохранить идентичность евреев в условиях строительства социализма.
Со временем Ю. Ларин и другие выдвинули идею создания еврейской республики в Крыму и поселения на ее территории 280 тысяч евреев. Почин поддержали члены Политбюро ЦК РКП(б) Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и другие. И действительно, вскоре евреи-земледельцы поехали в Крым. Но, им предоставили земли в степной, практически безводной степи на севере полуострова. И, несмотря на тяжелые условия, еврейские колонии росли в Степном Крыму, вызывая при этом жесткое недовольство, а порой и открытую антисемитскую агрессию со стороны крымских татар и руководства Крымской АССР. А потому с середины 1920-х крымско-татарские большевики стали открыто противодействовать переселению евреев в Крым.
В ноябре 1923 года через Л.Б. Каменева в ЦК РКП (б) была представлена докладная записка - проект, согласно которому предполагалось к десятилетию Октябрьской революции образовать Еврейскую автономную область. Она должна была занимать территорию Причерноморья с Одессой и Херсоном, Северный Крым, а также весь Черноморский округ Кубани до границ Абхазии - всего 10 млн. десятин. Для создания этнического базиса такого огромного образования предлагалось переселить на названные территории из Белоруссии, Украины и Европейской части РСФСР примерно 500 тысяч евреев. Поскольку татарам оставляли под республику Южный и Центральный Крым, считалось, что национальный конфликт таким образом будет решен.
В проекте подчеркивалась его экономическая выгода: образование еврейской государственности должно было привлечь в СССР огромные деньги «через посредство еврейских, американских и международных организаций», так как это «вызовет небывалый интерес всех экономически и политически мощных организаций в Америке и Европе». Политбюро РКП (б) несколько раз возвращалось к обсуждению этого проекта, причем поддержку ему высказало большинство его членов, в том числе даже злейшие между собой враги - Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин и А.И. Рыков. Активно высказались за проект и председатель Госплана А.Д. Цюрупа, и нарком иностранных дел СССР Г.В. Чичерин. Тем более приветствовал этот проект председатель Центрального Бюро Евсекции (Еврейской секции) РКП (б) С.М. Диманштейн, непосредственный подчиненный Сталина по наркомату по делам национальностей. И только товарищ Сталин помалкивал, хотя считался специалистом по национальным отношениям. (Усатый уже тогда что то знал )
В январе 1924 года КОМЗЕТом (Комитет по землеустройству еврейских трудящихся) и Евсекцией РКП (б) был поставлен вопрос о создании в северной части Крыма Еврейской Автономной Советской Социалистической Республики и об "автономном еврейском правительстве, федерированном с Россией". Окончательное заседание Политбюро по т.н. "Проекту Брагина-Бройдо" состоялось 20 февраля 1924 года. Документ был принят как руководство к действию. Тем же вечером А.Г. Брагин дал интервью Еврейскому телеграфному агентству (ЕТА), в котором заявил о возможности решения еврейского вопроса в СССР. Это было первое подобное историческое заявление. Брагин сказал: "Когда еврейская колонизация достаточно разовьется, что может быть достигнуто приблизительно в 1927 году, область эта будет объявлена автономной во главе с самостоятельным еврейским управлением".
Параллельно в Новороссии, на севере Крыма, в Дагестане, Азербайджане, Средней Азии, на Северном Кавказе стали формироваться еврейские колхозы и сельсоветы. В том числе и для горских евреев. К концу 1920-х было создано 160 еврейских сельсоветов в УССР, 29 - в Крымской АССР и 27 - в БССР. Кроме того, в начале 1930-х создаются Калинидорфский (Херсонская область), Новозлатопольский, Сталиндорфский (Днепропетровская область), Лариндорфский и Фрайдорфский (Крымская АССР) еврейские национальные районы.
Создавались еврейские сельсоветы и на Северном Кавказе. Например, отдельной автономной единицей, наряду с Кабардой и Балкарией, в составе Кабардино-Балкарской АО становится Еврейская колония у Нальчика. В составе Карачаево-Черкесской АО создается Еврейско-Джегонасский национальный сельский совет.
Однако, с Еврейской АССР на юге Новороссии и Причерноморье что-то пошло не так. Уже к концу 1924 года география грядущего советского Эрец-Исроэль стала помаленьку смещаться из Северного Причерноморья глубже в Крым и все больше приближаться к Севастополю. А затем возник проект Приазовской Еврейской автономной области (или даже АССР) на берегах Азовского моря со столицей в Керчи или в одной из станиц Кубани. Область должна была охватить Северный Крым, Кубанское Приазовье и низовья Кубани в районе Анапы-Новороссийска.
В конце 1925 года Ю.Ларин, совместно с С. Диманштейном, А. Вайнштейном, и Э. Фрумкиной представляют в Политбюро ЦК план создания еврейской автономии уже на Кубани. 27 марта 1926 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) обсуждался вопрос о масштабных работах в Приазовских плавнях, требовавших больших материальных затрат. Согласно официальным договорам все работы должны были проводиться под руководством ОЗЕТа. Однако член Комзета А. Н. Мережин заявил, что общество, "крайне бедное материальными средствами... не в состоянии взять на себя громадные расходы по осушению и устройству приазовских плавней". Для поиска средств необходимо было провести ряд переговоров с иностранными европейскими буржуазными организациями. Вести эти переговоры от имени правительства, считал Мережин, должно не частное общество, а КОМЗЕТ.
А 16 декабря 1926 года Экономическим Советом РСФСР предписывалось зарезервировать Приазовские плавни от Темрюка до станицы Полтавской за будущей Еврейской АО. Сюда планировалось переселить порядка 200 тысяч евреев. На втором этапе предполагалось проработать возможность переселения на север Черноморского округа (Анапский, Новороссийский, Крымский и Геленджикский районы) горских евреев Северного Кавказа. Еврейские трудящиеся по задумке авторов проекта должны были в кратчайшие сроки превратить прикубанские и приазовские плавни в цветущие плодородные угодья с современными совхозными поселками среди них. Примечательно, что при обсуждении проекта Приазовской АССР наличие в этом районе 127 тысяч казаков (бывших черноморцев) и иногородних крестьян-малороссов, не являлось препятствием. Как задумывали убедить казаков «потесниться», авторы проекта умалчивали...
В развитие проекта предполагалось, что для поселения там евреев требуется мелиорация стоимостью в 36,5 млн рублей и займет она около 4 лет. Технический комитет по проблемам мелиорации при Наркомземе РСФСР в своем заключении указал на сложности проекта, связанные с заболоченностью и засоленностью территории, малярией и саранчой. В июле 1927 года КОМЗЕТ заключил договор с Государственным институтом по изучению засушливых областей (ГИЗО) для изучения приазовских плавней. На средстве КОМЗЕТа была снаряжена экспедиция по исследованию приазовских плавней, в которую вошли 85 специалистов - гидротехники, почвоведы, гидрогеологи и экономисты. Весной 1928 года комиссия закончила свою работу. Руководил экспедицией член Президиума Совета ОЗЕТ Юлий Вениаминович Гольде. Результаты экспедиции были опубликованы в журнале "Трибуна еврейской советской общественности» в декабре 1928 и январе 1929 годов.
Казалось бы, проект Приазовской Еврейской автономии уже вышел в практическую плоскость, и ее создание не за горами. Но... он не был реализован. В это же время органы советской власти переключаются на другой проект - Биробиджан. Совет Народных Комиссаров СССР своим решением от 28 марта 1928 года постановил удовлетворить подготовленное КОМЗЕТом ходатайство о закреплении за ним 4,5 млн. гектаров земли в Приамурской полосе Дальневосточного края с целью начать массовое переселение евреев. Уже в августе 1930 года в составе Дальневосточного края создается Биробиджанский национальный еврейский район, преобразованный в 1934 году в Еврейскую АО. Однако, в силу климатических и географических особенностей, несмотря на активную агитацию среди евреев СССР, проект приамурского Израиля не стал для них привлекательным. К 1933 году в Биробиджан переселились всего 8,2 тыс. евреев. Пик численности евреи Биробиджана прошли в 1937 году, когда их насчитывалось в области 20 тыс. человек.
Так, завершились попытки Советской власти в 1920-30-х годах прошлого века создать в составе СССР Еврейскую социалистическую республику. Хотя даже флаг и герб уже были готовы.
История не терпит сослагательного наклонения. Но, представляете, какими бы цветами заиграла этнополитическая карта Северо-Западного Кавказа, с созданием Приазовской Еврейской АССР, передачей Кубанского округа в состав Украинской ССР, а также образованием единой Адыгейской (Черкесской) АССР? Плюс к этому - доведение до конца проекта создания украинских национальных районов в других частях Кубани и Кавказа.
И это - на фоне запущенных и реализованных проектов создания Армянского, Ванновского (Немецкого) и Греческого национальных районов, десятков армянских, греческих, грузинских, латышских, эстонских, чешских, ассирийских, молдавских, цыганских, белорусских национальных и смешанных сельских Советов. На карте Кубани вместо, например, станицы Славянской вполне мог бы появиться город Сталиндорф, вместо Полтавской - город Ленинфельд, Керчь могла бы стать известной как Самкерц, а Анапа - Штернтот...
Но в последний момент товарищ Сталин прекратил отмалчиваться и загворил.
Но сказав "А", он остановился и не сказал "Б"
Поэтому сегодня имеет то, что имеем.