Народ Книги отказывается от книг: почему безграмотны израильские школьники
Результаты тестов показывают резкое снижение навыков чтения у школьников. Учителя пытаются объяснить проблему. Что ждет Израиль в будущем?
В последние годы в Израиле наблюдается резкое снижение способности школьников к чтению, пониманию прочитанного, а также способности к грамотному самовыражению. В системе образования давно бьют тревогу по этому поводу, однако ситуация не только не улучшается, но, напротив, становится хуже.
По мнению преподавателя истории и гражданского права Шарон Саяг из Холона, язык, на котором общаются между собой дети, перенасыщен сленгом,
они пишут с грамматическими ошибками, большинство не читают книг.
Шарон Саяг, у которой более 20 лет педагогического стажа, отмечает, что снижение грамотности особенно заметно во время письменных экзаменационных заданий, которые выполняют старшеклассники. "Такое ощущение, что они пишут в интернет-чатах, - констатирует она. – Слава богу, что пока еще не ставят смайлики".
Личные ощущения Шарон Саяг подтверждают и международные исследования и результаты международных экзаменов, проводимых в последние годы. По успеваемости и уровню грамотности израильские школьники отстают от своих сверстников в развитых странах (OECD), а ситуация в арабском секторе и вовсе плачевна.
"Школьники путают родовые окончания, ставят знаки препинания как попало, а то и вовсе игнорируют их, используют очень ограниченный запас слов, не понимают прочитанного", - поясняет Шарон Саяг.
По словам педагога, дети предпочитают строить короткие фразы, так как им сложно передать причинно-следственные связи. Даже к окончанию школы немало учеников испытывают трудности с беглым чтением.
"Что стало с народом Книги?" – задается вопросом она.
О проблеме говорят и другие педагоги. Так, один из коллег Шарон Саяг, имеющий 30-летний стаж работы в школе, обращает внимание, что немало учеников "затрудняются понимать прочитанное даже на базовом уровне".
"Такое ощущение, что вместо сочинений они просто пишут набор слов. Вроде как список продуктов, из которых потом следует что-то приготовить", - считает педагог.
В израильской системе образования шесть часов в неделю посвящены изучению языка в первом классе и три еженедельных часа - в классах 2-6. В седьмом и восьмом классах изучают родной язык по два часа в неделю, в старшей школе – в зависимости от специализации ("мегама") – от 1 до 3.
М., преподаватель иврита с 23-летним стажем, считает, что такого объема занятий недостаточно для того, чтобы привить детям навыки чтения. Особенно с учетом общего снижения интереса к книге.
По словам М., особенно остро проблема с пониманием прочитанного встает в выпускных классах. Причем не на уроках иврита, а, например, при изучении математики, физики, компьютерных дисциплин. Там школьникам предлагают задания с более сложными формулировками и более широким набором понятий, которые некоторые просто не понимают. Как следствие – неспособность решить уравнение или задачу.
Результаты тестов, проведенных в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), также фиксируют снижение навыков чтения у израильских школьников. Так, по данным за 2015 год Израиль занял лишь 37-е место из 72 среди стран OECD, опустившись на четыре позиции в сравнении с предыдущим исследованием.
Если средняя оценка по OECD составила 493 балла, то у израильтян она на 14 пунктов ниже (479).
Еще одно исследование, проводимое в странах OECD для выявления навыков чтения среди людей в возрасте от 16 до 65 лет, поставило Израиль лишь на 28 место из 34 стран. Если в среднем по OECD была получена оценка в 268 баллов, то в Израиле – 255, причем в арабском секторе – 225, в еврейском – 264.
Столь слабые результаты, видимо, послужили причиной для принятия новой программы по изучению иврита, которую инициировал министр просвещения Нафтали Беннет. Речь идет о дополнительных часах на уроки по родному языку, различных мероприятиях, поощряющих чтение книг, занятия в детских садах. Школьникам также будет предлагаться писать больше сочинений, будут введены и другие стимулы.
Существуют и предложения о "приближении цифрового мира" к школьной практике. Не все в восторге от этого начинания, но некоторые педагоги уверены, что Сеть со временем заменит традиционную книгу, и важно использовать новые возможности для углубления навыков чтения
В свою очередь д-р Ханна Шейн, преподаватель педагогического вуза, считает, что нельзя переваливать проблему на развитие прогресса. По ее мнению, в слабых знаниях школьников виновны не компьютер, телевизор или смартфоны, а сама система преподавания.
В частности, педагог считает, что язык требует комплексного подхода – чтение, письмо, прослушивание текстов и развитие речи. Однако эти компоненты чаще всего отсутствуют в процессе преподавания. В первом классе учат чтению и письму, придавая больше значения техническим навыкам, нежели развитию самой речи.
А что думают по этому поводу сами школьники? Эден Коэн из округа Ха-Шарон признается, что не читает в свободное время, предпочитая общение с друзьями, телевизор, компьютер. По ее мнению, чтению следует уделять больше внимания в школе.
15-летний Моран Леви говорит, считает, что проблема заключена, во-первых, в дороговизне книг, которые многим просто не доступны, а, во-вторых, в том, что "никому не интересно учить нас читать". Он считает, что английскому языку сегодня уделяется больше внимания, чем ивриту: "А если так, то о чем вообще речь"?