Муфтий Карачаево-Черкесии назвал женское обрезание безопасным для здоровья средством "успокоить прыть"
Женское обрезание в Дагестане нисколько не противоречит догматам ислама, не вредит здоровью и практикуется для того, "чтобы женскую прыть немного успокоить", заявил председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев
Это было сказано в качестве комментария к отчету о практике женского обрезания в некоторых высокогорных и равнинных районах Республики Дагестан, подготовленному правозащитной организацией "Правовая инициатива"
Обряд проводится с целью подавить чувственность и "подготовить" девочку к роли жены в патриархальной семье. В Дагестане нет единого стандарта женского обрезания
Женское обрезание в Дагестане нисколько не противоречит догматам ислама, не вредит здоровью и практикуется для того, "чтобы женскую прыть немного успокоить", заявил председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев в интервью радиостанции "Говорит Москва".
По его словам, такая практика - "чисто дагестанский обычай", не противоречащий догматам ислама. "Насколько я знаю, это делается для того, чтобы женскую прыть немного успокоить. Здоровью это абсолютно никак не мешает", - сказал Бердиев.
Это было сказано в качестве комментария к отчету о практике женского обрезания в некоторых высокогорных и равнинных районах Республики Дагестан, подготовленному правозащитной организацией "Правовая инициатива". Отчет под названием "Производство калечащих операций на половых органах у девочек" опубликован 15 августа на сайте организации.
"Делали кустарно, на дому, впереди ножом кусочек отрезали и посередине надрез"
Авторы отчета - старший юрист "Правовой инициативы по России" Юлия Антонова и президент центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем "Кавказ. Мир. Развитие" Саида Сиражудинова - пишут, что наибольшее распространение подобные операции получили среди самого многочисленного народа Дагестана - аварцев (главным образом из Тляратинского и Цумадинского районов) и среди причисленных к нему малочисленных народов.
Обряд проводится с целью подавить чувственность и "подготовить" девочку к роли жены в патриархальной семье. В Дагестане нет единого стандарта женского обрезания. Варианты и формы операций на половых органах зависят от опыта женщины, их производящей, от желания сельской женщины, приведшей девочку на эту процедуру, и даже от района.
Обрезание преимущественно делают девочкам в раннем детстве в возрасте до трех лет. Экспертов-хирурги рассказывают, что в ходе калечащей операции девочкам удаляют клитор полностью или повреждают его. По словам эксперта-гинеколога из Махачкалы, которые приводятся в отчете, "это делается абсолютно анонимно, не разглашается, не афишируется". "Обрезание у каждой нации сделано по-разному: то просто дырку сделают, то что-то обрежут, то насечку сделают", - сообщила гинеколог.
"Многие практикующие женское обрезание переходят на его имитацию, то есть пускают кровь, делают царапину, надрез ножом, чтобы вышла кровь. В этих случаях женское обрезание имеет статус инициации и проводится, только чтобы соблюсти ритуал. В то же время имам центральной мечети отметил, "что главное - убить у девочки сексуальное влечение и чувствительность", - говорится в отчете.
Среди типов калечащих операций, встречающихся в Дагестане, авторы отчета выделяют: надрез и пускание крови ("Делали царапину, пускали кровь и все", "Мне делали в детстве, и там ничего почти не обрезали. Из-за чего столько разговоров?"), удаление кусочка от клитора ("Впереди острый кончик отрезали, пошла кровь", "Там что-то торчит - срезают", "Одна бабушка ножницами впереди кусочек отрезала"), а также удаление клитора и малых половых губ ("Клитор и малые половые губы надрезали и убрали").
Подавляющее большинство респонденток связывают возникновение женского обрезания с приходом ислама. Они воспринимают его как религиозную инициацию ("Обрезание надо сделать девочке, чтобы она стала мусульманкой", "Обрезание необходимо, чтобы девочка начала молиться"), как обязанность женщины ("Думаю, причин много, но озвучивают как следование религии, женщина должна стать смиреннее, умереннее") и как маркер сопричастности к религиозным ценностям общины ("Кому сделано обрезание, попадут в рай").
Обрезание запоминается на всю жизнь: "Травмирует, но оно нужно, наверное"
В исследовании приводятся мнения экспертов, утверждающих, что эта процедура опасна, тем более если она проводится в антисанитарных условиях. "Даже с мальчиками были серьезные и непоправимые проблемы, когда обрезание делали не врачи", - утверждали медики.
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Дагестан говорил, что процедура нарушает права ребенка, а судмедэксперт указывал, что обрезание является "причинением вреда здоровью".
Даже женщины, оправдывающие обрезание, говорят, что процедура производства операции оставила сильный след в их памяти. Они помнят о боли, стрессе, о непонимании цели повреждения своего тела: "Ужасно больно было, не хочется вспоминать. Родить не смогла, инфекции были, муж развелся", "Я пришла, рассказала сестрам, они сказали, всем делают и всем больно бывает".
Большинство респонденток сохранили воспоминание об этом событии в своей жизни, несмотря на малолетний возраст прохождения процедуры: "Было неприятно и больно вначале, сейчас что я могу ощущать?", "Травмирует, но оно нужно, наверное". При этом другие отмечают, что "это никак не сказывается, и в этом есть польза", "Все полезно, что по шариату".
"Если суннат ваджиб человек не делает, ему за это грех идет. Плохие последствия будут. Это правило шариата"
В самом отчете религиозный аспект обрезания разбирается подробно. Ряд экспертов отметили нерелигиозный характер женского обрезания и воспринимали его как "дикость" и не связанную с религией традицию, другие соотносили практику с местными этническими традициями. По мнению авторов исследования, "истоки практики женского обрезания необходимо искать в связи с этническими доисламскими обычаями".
В религиозной среде мнения об обязательности женского обрезания противоречивы: не отрицая его возможного религиозного контекста, некоторые не относящиеся к официальному духовенству имамы заявили о его ненужности, бесполезности и даже вреде.
Тем не менее, отмечается в отчете, религиозное обоснование практики калечащих операций активно транслируется некоторой частью официального духовенства, считающего, что данная практика отвечает религиозному требованию шафиитского мазхаба - одной из правовых школ в суннитском исламе, последователями которой в Дагестане является более 90% населения. Один из опрошенных экспертов сказал о женском обрезании: "Это - суннат ваджиб ("суннат" - обряд обрезания, а "ваджиб" - обязательное правило в шариате, имеющее веские доказательства. - Прим. NEWSru.com), оставляя который человек может попасть в грех". Он делается в исламе для "уменьшения бешенства" женщины.
"Если суннат ваджиб человек не делает, ему за это грех идет. Плохие последствия будут. Это правило шариата", "Я ничего не возложил на вас, в чем нету пользы для вас, ничего не запретил для вас, от которого нету вреда для вас", - цитируют авторы отчета респонденток в регионах.
Иными словами, по мнению экспертов и респонденток, которые обосновывают женское обрезание религиозными требованиями, эта практика оберегает женщину от греха, предположительно предотвращает разводы и разврат в обществе через снижение "бешенства" женщин, то есть через регулирование женской сексуальности и предотвращение сексуальных связей, считающихся порочными.
В ходе интервью исследователи неоднократно отмечали такие заявления: "Женщина не должна быть развратной. [Женское обрезание] делать надо, чтобы сберечь порядок в обществе. Все зависит от женщины, на ней ответственность", "Женщина должна быть смиренна", "Я без мужа столько прожила и никогда не гуляла", "Чтобы женщины до брака не гуляли и потом от мужа налево не ходили", "Чтобы она не гуляла и не было тяги до созревания", "Чтобы не гуляли до свадьбы и потом", "Сохранение девушкой порядочности".
Обрезание вернулось в Дагестан сравнительно недавно
Журналист из Дагестана Закир Магомедов, работавший в организации "Матери Дагестана за права человека" и писавший о проблемах женщин в республике, рассказал в 2015 году "Радио ООН", что обрезание "вернулось сравнительно недавно".
"В местной религиозной прессе, которую выпускает официальное духовенство, выходят статьи, в которых написано, что женское обрезание благосклонно влияет на саму женщину, что оно предотвращает ее похотливые мысли и желания и что женское обрезание, наоборот, полезно женщине. В подобном ключе публикации выходят", - сообщил Магомедов после сессии Комиссии ООН по положению женщин, на которой обсуждались и калечащие операции.
"Есть отдельные села, где это встречается, и то, что официальное духовенство, духовенство, аффилированное с государством, если оно подобной позиции придерживается, то, увы, это газеты, у которых огромный тираж. Самый большой тираж среди республиканских изданий, и на них активно подписывают людей, особенно после пятничного намаза. По мечетям ходят, по домам ходят, газеты очень широко распространяются, они выходят на нескольких дагестанских языках. Я думаю, что масштаб пропаганды о пользе женского обрезания очень большой", - отметил журналист.
По словам Магомедова, авторы пропагандистских статей не имеют медицинской квалификации, чтобы выносить суждения на эту тему: "Откуда знает автор какой-то исламской газеты, что это благосклонно влияет на женскую психику? Он что, закончил факультет по психологии? Откуда он знает про похотливые мысли женщин? Подобные аргументы и отношение к женщине, оно играет на руку религиозным фундаменталистам, и оно сказывается на отношении общества и к женщине, и к этой процедуре".
По оценке ООН, в мире живет около 200 миллионов девочек и женщин, подвергшихся той или иной форме калечащих операций на женских гениталиях, еще три миллиона ежегодно подвергаются риску этой практики.
Наибольшее распространение женское обрезание получило в Африке, где от 5 до 10% девочек умирает во время или от последствий операции, в большинстве случаев от потери крови.
В Европе первыми объявили войну этому обычаю Швеция и Англия в 1980-е годы.
В США травмирующее обрезание объявили незаконным в 1997 году, спустя 11 лет то же самое сделал Египет, где активной противницей обрезания была тогдашняя первая леди Сюзанна Мубарак.
Постановление, запрещающее женское обрезание, было принято в 2011 году даже в Иракском Курдистане, еще до того, как 28 ноября 2012 года ООН приняла резолюцию, направленную на борьбу с женскими обрезаниями. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выступил за запрет женского обрезания и призвал полностью искоренить процедуру калечащих операций.